Версия для печати
ПОЛИТИКА
ДЕНЬГИ РОТШИЛЬДОВ. ОТКУДА У КЛАНА ТАКОЕ БОГАТСТВО?
В XVIII веке Франкфурт-на-Майне был одним из наиболее развитых в экономическом отношении немецких городов. Еще в 1372 году он получил статус Имперского города, что делало его напрямую подчиненным императору Священной Римской империи. В 1585 году здесь стали собираться купцы для обмена денежных единиц. Так появилась Франкфуртская фондовая биржа, а сам город постепенно стал одним из важнейших европейских финансовых центров. Здесь собирались многочисленные банкиры и менялы, проводились крупные обменные операции.
В кругу любителей антиквариата он быстро получил известность в качестве очень дельного специалиста. Пропорционально известности росло и состояние Майера Амшеля Бауэра, которого все звали Ротшильдом — по имени конторы.
В 1764 году Майер Амшель Ротшильд, добившийся к своим 20 годам уже большого авторитета в среде франкфуртских менял, стал поставлять золото и монеты ко двору князя Гессен-Кассельского дома, правившего территориями по соседству с Франкфуртом. В 1769 году Вильгельм IX, правивший Гессеном, назначил Майера гоф-фактором — главным поставщиком княжеского дома. Фактически в руках Майера Ротшильда оказались все вопросы финансового обеспечения княжеского дома. Это дало Ротшильду новые, прежде недоступные рычаги влияния — уже на политическую жизнь. Гессенский ландграф Вильгельм IX был очень богатым по сравнению с другими немецкими князьями человеком. Основную часть доходов он получал за счет торговли солдатами. Юношей из крестьянских домов ландграф (как и многие другие немецкие князья) продавал в солдаты тем властителям или в те страны, где был «горячий спрос» на ландскнехтов. Многие столетия Германия торговала собственными людьми, и гессенские князья занимали в списке работорговцев одно из первых мест. В 1785 году Вильгельм IX очень выгодно продал английской короне, нуждавшейся в «пушечном мясе» для войны с североамериканскими колониями, сражавшимися за свою независимость, 17 тысяч (!) немецких солдат. Так он еще больше увеличил свое состояние.
Ближайшими соратниками Майера Ротшильда стали его пять сыновей — Амшель, Соломон, Натан, Кальман и Джеймс. Именно им, прозванным «пятью пальцами одной руки», предстояло в XIX веке укреплять могущество развивающейся финансовой империи Ротшильдов. Пять стрел, скрепленных лентой — это герб клана Ротшильдов, а девиз — «Concordia, Integritas, Industria» (Согласие, Единство, Усердие). Старший сын Амшель Майер Ротшильд возглавил отцовское дело во Франкфурте-на-Майне, Соломон Майер Ротшильд стал развивать австрийский филиал в Вене, Натан Майер Ротшильд возглавил лондонский филиал дома, Калман Майер Ротшильд — неапольский филиал в Королевстве Обеих Сицилий, а Джеймс Майер Ротшильд — французское подразделение дома. Здесь стоит отметить, что кроме сыновей, у Майера Ротшильда были еще и пять дочерей, однако он был принципиальным противником того, чтобы его капиталы попали в руки родственников по женской линии. Эндогамные браки долгое время выступали для клана Ротшильдов в качестве основного способа сохранения богатств внутри семьи.
Именно Джеймс оказался самым успешным среди братьев и после смерти Натана к нему перешло общее руководство финансовой империей Ротшильдов. Джеймс Ротшильд стал активно инвестировать финансы семьи Ротшильдов в транспортную и промышленную инфраструктуру, например — в строительство железнодорожной сети вокруг Парижа и на севере Франции. Вслед за финансовыми успехами к Ротшильдам пришло и политическое влияние. Все они, разумеется, получили дворянство в тех странах, где проживали, и это ввело их в высшие круги Великобритании, Франции, Австрии. В 1816 году император Австрийской империи Франц II пожаловал Ротшильдам баронский титул. Наименее удачным проектом оказался Неапольский филиал Ротшильдов. Его кризис и закрытие были связаны с многочисленными экономическими проблемами и последовавшим за объединением Италии ослаблением позиций итальянской аристократии, которая прежде выступала в качестве главных должников неапольского филиала дома Ротшильдов.
В конце концов, неапольский банк Ротшильдов закрылся.
Ключевую роль в переводе денег играли Натан, руководивший Лондонским домом, и Джеймс (Яков), контролировавший Францию. Последнему британское правительство и обязано успехом гениальной операции. Джеймс Ротшильд представил перевод денег британской стороной как проявление слабости Лондона, поэтому Наполеон и его советники даже не обратили на эту акцию должного внимания. Через Францию, воюющую (!) с Великобританией, Джеймс и Натан Ротшильды сумели перевести деньги в Португалию, которыми затем британская сторона расплатилась за золото, привезенное из Индии.
Британское руководство поняло, что Ротшильдам можно доверять самые рискованные операции. Например, уже после того, как Наполеон потерпел поражение и был свергнут, Лондон доверил именно Ротшильдам перевод 120 млн фунтов французской репарации из Парижа в Лондон, Берлин и Вену. Ни один европейский банк в то время не обладал финансовыми возможностями для проведения такой масштабной операции. Деньги Ротшильдов стали играть важную роль в мировой политике. Операции банка приобрели планетарный масштаб, когда Ротшильды проспонсировали правительство Бразильской империи, которое попало в финансовую зависимость от Ротшильдов и оставалось в ней вплоть до прекращения самого существования империи. На деньги Ротшильдов в 1820-е гг. финансировалось и создание независимого греческого государства, которое Британская империя с самого начала старалась поставить под свой полный контроль для обеспечения британского влияния в Средиземноморье. В 1832 г. Ротшильды предоставили заем Греции под английские, французские и российские гарантии. И это — далеко не полный перечень финансового участия дома Ротшильдов в европейской и мировой политике XIX века.
Некоторые из них считали, что сионизм приведет к росту антисемитизма в Европе и негативно скажется на жизни еврейских общин. Лорд Виктор Ротшильд вообще выступал против помощи евреям, пострадавшим от Холокоста. В принципе, в силах Ротшильдов было организовать спасение хотя бы части европейских евреев, но этот вопрос ими так и не был решен, возможно — из-за позиций британской верхушки, в интересы которой до определенного времени входило и усиление нацистской Германии, и ее нападение на Советский Союз, и даже, вероятно, организация холокоста в Центральной и Восточной Европе.
С другой стороны, барон Эдмон Джеймс де Ротшильд возглавил первое поселение еврейских колонистов в Палестине и внес значительные суммы денег для выкупа у Османской империи земель для размещения еврейских переселенцев (теперь эти земли входят в состав Государства Израиль). Кстати, потратил на эти цели Эдмон де Ротшильд более 50 млн долларов, приобретя более 500 квадратных километров земли. Останки умершего в 1934 году Эдмона де Ротшильда впоследствии, в 1954 г., вместе с останками его супруги, были перевезены в Израиль и там захоронены. Эдмон де Ротшильд был и большим ценителем искусства, меценатом.
Ведущие игроки дома Ротшильдов опасались проявлять чрезмерную самостоятельность, в том числе и в отношении поддержки или защиты евреев, поскольку следовали в русле политики Британской империи.
Источник: Илья Полонский, «Военное Обозрение» Версия для печати Обсудить на форуме (0) |