Концепция изменилась. Янукович "дал заднюю" и начал саботировать процесс подписания соглашения с Евросоюзом. Нельзя сказать, что Виктор Фёдорович окончательно распрощался с маниакальным желанием евроинтегрировать Украину любой ценой, но то, что решил тормознуть процесс - это факт. Для начала прокомментируем некоторые знаковые события последнего времени. Итак, недавно украинского президента посетили промышленники и предприниматели. Пришли и сказали вполне разумные вещи о том, что подписание ассоциации с Евросоюзом угробит украинские предприятия. Дескать, для длящейся 23 года модернизации советских предприятий требуется ещё время, потому нужно отсрочить подписание Соглашения об ассоциации. Иначе всем хана. Янукович выглядел озабоченным...
«Почему собака виляет хвостом? Потому что собака умнее хвоста. Если бы хвост был умнее, он бы вилял собакой»
Фраза из сатирической комедии «Хвост виляет собакой»
Если кто-то считает, что Виктор Фёдорович прислушался к советам промышленников и предпринимателей, то мне кажется, он заблуждается. Не в традициях украинской власти переживать за каких-то предпринимателей, если конечно речь не идёт о личных бизнес-интересах. Шоу с предпринимателями было всего лишь театральной постановкой, которая может оправдать возможную смену геополитического курса Украины.
Как ранее руководство СССР откликалось на просьбы трудящихся, так и Виктор Фёдорович может в будущем откликнуться на просьбы украинских предпринимателей и перенести подписание соглашения на будущее. Дескать, мы не можем действовать в ущерб украинским трудящимся, мы к этому не готовы...
Впрочем, готовность Украины можно ускорить, только надо дать 160 млрд. долларов на модернизацию... Об этом регулярно заявляют представители Партии регионов. Звучит, конечно, как издевательство над европейцами, поскольку всем хорошо известно, что таких денег Украине никто и никогда не даст.
Тут выскажу сугубо свое мнение относительно того, почему власти Украины недолюбливают высокотехнологичные отрасли промышленности. Причина, на мой взгляд, кроется в том, что бизнес на паровозах, самолётах, холодильниках и прочих производствах мелочей жизни требует кропотливой работы профессиональных управленцев и постоянной борьбы за рынки сбыта. Это дикий геморрой и не очень большая прибыль от бизнеса.
Другое дело - торговать металлом или химической продукцией, где и прибыль больше, а конкурентоспособность во многом зависит от цены, снизить которую можно, в том числе, за счёт государственной поддержки. Не уверен, но мне отчего-то кажется, что истина где-то рядом. То есть, судьба большинства украинских производителей Киев волнует меньше всего.
Кроме того, среди большой части свидомых украинцев распространено мнение, что его высочество рынок совместно с передовыми западными странами сначала уничтожат неконкурентоспособные "совковые" производства, на которых к тому же платят низкие зарплаты рабочим, а потом при помощи западных инвесторов будут открыты новые производства, по европейским стандартам и с европейскими же зарплатами. Так стоит ли переживать Януковичу за дышащую на ладан промышленность, если сами украинцы об этом не переживают?
Так же не думаю, что Виктор Фёдорович озаботился мнением той части украинской общественности, которая ни в какую не поддерживает евроинтеграцию. Все эти немногочисленные пикеты против евро-содомии, за Таможенный Союз и Святую Русь не производят на официальный Киев никакого впечатления. Разве они кому-то мешают? Пусть себе бузят, а если будут создавать проблемы движению общественного транспорта, то на этот случай есть доблестная милиция. Она знает, как при помощи резинового демократизатора очистить грешную украинскую землю от противников европейского порядка.
Сомневаюсь, что какое-либо значимое впечатление на украинского президента могли оказать красочные графики и рассказы Сергея Глазьева о выгодах, которые сулит вступление Украины в Таможенный Союз. Собственно сам Виктор Фёдорович вероятно и способен оценить выгоды от присоединения к ТС, только оценивать их ему не выгодно. Простите за тавтологию.
Дело в том, что общегосударственная выгода чаще всего не является выгодой отдельных деятелей, находящихся на вершине власти. В большей степени украинскую элиту волнуют капиталы, сколоченные за долгие годы непосильного труда на ниве "разбудовы" украинского государства, которые, как известно, находятся за пределами страны.
А вдруг западные партнёры объявят их криминальными? Понимаете, в чём проблема? Глазьев говорит об устойчивом росте украинского ВВП через год-два, а украинские олигархи думают о том, что западные борцы с глобальной коррупцией могут сделать уже сегодня.
Страх потерять власть - вот что беспокоит Виктора Фёдоровича и заставляет его нервничать. Не знаю, приснился ли действующему президенту сон, в котором к нему по очереди пришли покойные Николае Чаушеску, Слободан Милошевич, Саддам Хусейн, Муаммар Каддафи и рассказали о страшной судьбе тех, кто пытался проводить многовекторную политику. А может быть, российский президент со свойственной ему прямолинейностью обрисовал возможное будущее, но убеждён, для Януковича наступил момент истины, когда требуется принимать решение. А его нет...
Украинский президент, как былинный богатырь, упёрся в развилку с тремя дорогами.
Первый путь - подписать соглашение по ассоциации с Евросоюзом. Однако разве это обеспечивает ему победу на выборах 2015 года? Янукович теряет власть при любых раскладах. Его нынешний рейтинг мал, и поднять его в принципе невозможно. Он проигрывает любому кандидату от оппозиции.
Второй вариант, вернуться в объятия России, начать процедуру вхождения Украины в Таможенный Союз. Допустим, Кремль не против, но за этим последует отстранение от власти оппозицией. С учётом дальнейшего ухудшения финансово-экономического положения в стране, сделать это будет очень легко.
Третий вариант столь же неприемлем для Януковича, как и два предыдущих. Никуда не идти: ни шагом марш в Евросоюз, ни бодрой трусцой в Таможенный Союз. Однако проблема в том, что Украине необходимо делать выбор, без которого она вообще не получит никакой поддержки, ни моральной от ЕС, ни газово-финансовой от России. И снова дефолт, бунт и отстранение от власти.
Янукович действительно не знает, что ему делать. У него нет выбора, как ранее не было его у тех, кто голосовал за него.
Сегодня я ни разу не вспомнил об узнице качановской тюрьмы Тимошенко. А что о ней вспоминать? Помните американский фильм "Хвост виляет собакой"? Если пропустили, то посмотрите и обратите внимание на постановочные кадры с несчастной албанской девочкой, убегающей от террористов. Албанская девочка - это "наша Юля", бедная, больная, которой угрожает опасность. Прогрессивная общественность просто обязана спасти "девочку" от кровавого режима Виктора Януковича. Вот и весь секрет поднятой истерии вокруг Тимошенко.
При этом, мне кажется, что сегодня для Запада и украинской оппозиции мёртвая Юля гораздо полезней, чем живая. Всякий раз, видя кадры больной Тимошенко, я вспоминаю похожие кадры с ещё одной "жертвой режима" - Литвиненко, умершего в Лондоне в результате отравления полонием-210.
Подпишет или не подпишет, гадают все интересующиеся украинской политикой. А если не подпишут, то кто будет инициатором срыва? Евросоюз? Янукович? А собственно, нам какая разница? Пусть Янукович переживает.
Сергей Лунёв, Руська Правда
Комитет