До часа «Ч» — Вильнюсского саммита — осталось чуть более недели. Если всего месяц назад казалось, что вопрос с легализацией Украины в качестве периферийного европейского рынка решён, то на прошлой неделе украинская власть якобы пошла на попятную.
Некоторые российские СМИ по традиционной привычке выдавать желаемое за действительное даже попытались увидеть в этом разворот в сторону России.
Но на самом деле мы имеем дело с банальным торгом. Конечно же, «донецким» хотелось бы сохранить возможность проводить политику «многовекторности» имени Леонида Кучмы. В основании этой многовекторности лежит обычный элитный украинский эгоцентризм под лозунгом: «ништяки в обмен на риторику».
Экономическая модель такой многовекторности банальна: энергоресурсы на восточной границе Украины стоят евразийскую цену, а на западной — европейскую. Дальше как в анекдоте — на эти 20% и живёт украинский элитарий.
Поэтому перед украинскими элитариями встал вопрос легитимизации их капиталов, путём включения их — элитариев — в то общество, где находятся их капиталы.
Отсюда и возникла вся история с Ассоциацией — когда и в Европе, и в Евразии украинскую элиту поставили перед окончательным выбором.
И казалось, что украинская элита свой выбор сделала. Однако при этом продолжала до последнего торговаться — по крайней мере, ничем другим объяснить полулегальный визит Януковича в Москву нельзя.
Понятно, что денег в Москве не дали. Причём не дали в первую очередь не потому что нету, а потому что не поймут союзники из Минска и Астаны. И у Лукашенко, и у Назарбаева внутри республик хватает своей фрондирующей элиты, которая мечтала бы жить по украинской экономической схеме, не будучи связанной никакими союзными обязательствами.
Поэтому Киев продолжает игру на повышение — но уже не с Москвой, а с Брюсселем. «Донецким» кровь из носу нужно от 7 до 9 миллиардов долларов живых денег — потому что без них до президентских выборов не дотянуть. А если Янукович проиграет выборы президента — это означает крах всех надежд на построение государства «семейного» типа. Да и вообще крах всего «донецкого» клана, который мечтает построить на Украине аналог Узбекистана.
Однако в украинском случае ситуация усугублена тем, что «семейную» модель государства всё равно необходимо легитимизировать на президентских выборах. То есть выигрывать выборы 2015 года необходимо.
И сегодня украинская власть оказалась в ситуации детской логической загадки про волка, козу и капусту.
Итак, «донецкие» хотят:
- сохранить капиталы и активы в ЕС и оффшорах и быть допущенными в европейскую деловую элиту;
- получить 7–9 миллиардов долларов для отсрочки банкротства и победы на президентских выборах;
- отсрочить закрытие евразийских рынков для промышленности, чтобы избежать социального коллапса в наиболее урбанизированных территориях Юго-Востока.
Понятно, что все эти три условия невозможно обеспечить честно, поэтому украинская власть пустилась на очередные уловки, суть которых заключается в следующем.
Гарантировать ЕС подписание экономической составляющей договора об Ассоциации в обмен на кредит.
Евросоюз это устраивает, потому что украинский рынок нужен исключительно для того, чтобы спасти сползающую в рецессию Польшу и остальных младоевропейцев, для которых 40-миллионный рынок Украины — гарантия нескольких спокойных лет.
Успокоить Россию формальным отказом от подписания договора об Ассоциации в полном объёме. Чтобы затем просить новые бонусы: мол, видите, вы давили на нас — мы на это пошли.
На внутреннем поле продолжить политическую стерилизацию Юго-Востока Украины — чтобы ни в коем случае не появился кандидат, способный собрать голоса просоюзно настроенных избирателей. Западные же регионы Украины получат ожидаемые транзитные бонусы и оживление рынка труда после того как на украинский рынок начнёт массово заходить дешёвый польский, чешский и прибалтийский товар.
Надо отметить, что комбинация «донецких» — вполне рабочая. Потому что она устраивает и Евросоюз, и США, и правящую группировку в Киеве. Поэтому главная задача — убедить Москву в том, что частичное неподписание Ассоциации — великая внешнеполитическая победа России. И убедить российскую власть не закрывать евразийские рынки для умирающей украинской индустрии, используя олигархическое украинское лобби в российском правительстве, администрации и родственной московской олигархии.
Если же ввести в заблуждение Москву не удастся, то «донецкие» пусть и нехотя, но пойдут на подписание договора об ассоциации с ЕС в полном объёме. Хотя и будут до последнего продолжать торги.
Семён Уралов, Однако
Комитет