МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати ПОЛИТИКА
МОЖЕТ ЛИ УКРАИНА БЫТЬ «МОСТОМ» МЕЖДУ ЕВРОАТЛАНТИКОЙ И ЕВРАЗИЕЙ?

Попытки украинского руководства выступать «мостом» между Россией и Западом и на этом строить экономическое и геополитическое благополучие  -  такая же утопия, как и прежняя антироссийская. … Но именно политика «быть мостом» вынуждает премьер-министра Украины Николая Азарова заявлять: «Для нас сейчас вопрос урегулирования отношений с РФ, прежде всего, торгово-экономических… является вопросом первостепенной важности. … Мы не просто не хотим конфронтации, мы ее не допустим. Никогда, пока, по крайней мере, наше правительство и наш президент у власти в Украине, между Россией и Украиной не будет вражды. Это наше принципиальное убеждение».

 

В политико-деловых кругах Украины в постсоветский период выработали целый ряд мифов, которыми официальный Киев руководствуется при определении своего места в геополитических конфигурациях в Евразии.

Не так давно президент Украины, выступая на Региональном заседании Всемирного экономического форума в Киеве, в частности, сказал, что «вовлечение Украины в «орбиту» Объединенной Европы - это обретение нового качества еврорасширения. По сути, это не расширение границ Европейского союза на Восток, а обретение Евросоюзом «евразийского плеча». Украина, на территории которой находится географический центр Европы, могла бы сыграть роль «связующего звена» между Европейским союзом и Евразийским союзом, обеспечивая постепенное создание единого Европейского экономического пространства», - сказал глава государства.

А в более широком плане было сказано о роли Украины в качестве «межцивилизационного портала» для стран Евроатлантики и Евразии. По его словам, выполнение Украиной такой миссии возможно при условии создания партнерских отношений как с ЕС, так и с Евразийским союзом с последующей гармонизацией условий экономической деятельности в обоих интеграционных объединениях.

«С целью развития партнерских и взаимовыгодных отношений со странами СНГ после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС Украина должна проработать обновленные подходы к торгово-экономическому сотрудничеству в рамках СНГ на принципах суверенного партнерства, равноправия и взаимной выгоды», - подчеркнул Янукович.

* * *

Тезис об Украине как «мосте» стал расхожим штампом в тех кругах, в которых, с одной стороны, не приемлют фанатичный атлантизм с национализмом, как это наблюдалось при Ющенко, а с другой – не готовы идти на тесный политико-экономический союз с Россией в силу неких эгоистических деловых интересов и искажённых политических мотивов.

Данный тезис стал удобным концептуальным обоснованием непоследовательности украинской внешней и внутренней политики, так как позволяет, на первый взгляд, совместить стремление украинских ФПГ интегрироваться в «золотой миллиард» и претендовать на особое отношение с Россией, но без каких-либо долгосрочных обязательств со своей стороны.

Эта позиция вроде бы позволяет избежать окончательного ценностного определения и ответственности за него, поскольку предполагает минимум обязательств. Но, как прикидывают в украинских политико-деловых кругах, может обернуться благодарностью (с конвертацией в выгоду) от обоих соединяемых «берегов».

Очевидно, что в сложившейся вокруг Украины внешнеполитической ситуации метафора «мост» используется как концептуальное обоснование геополитического выбора официального Киева на совмещение ассоциации с ЕС и зоны свободной торговли в СНГ вместе с преференциальными отношениями с ТС.

Представляется, однако, что применительно к украинской ситуации подобный концептуальный тезис глубоко ошибочен, а всякие надежды, связанные с его воплощением, – несостоятельны. Он даёт искажённую картину геополитического места Украины в Евразии.

Украина никогда не являлась, не могла и не может являться никаким мостом – ни из России на Запад, ни из Европы в Азию и обратно. Более того, у Украины нет никаких оснований и реальных возможностей даже претендовать на роль некоего «моста».

Во-первых, со стороны РФ и всех тех интеграционных объединений, которые вокруг РФ будут складываться, т.е. ТС и ЕАЭС, по объективным причинам просто нет запроса на подобные посреднические услуги Украины или кого-либо ещё.

Россия как субъект мировой политики выстраивала ранее и выстраивает сейчас с Западом и другими мировыми полюсами влияния собственные, пусть и сложные, но самостоятельные отношения и вряд ли кому-либо в какой-либо роли позволит вмешиваться в этот процесс. При всей сложности эти отношения в целом успешны и дают для самой России и для мира конкретные результаты в виде решения серьёзных мировых проблем (свежий пример с Сирией).

Во-вторых, чтобы быть мостом и играть выгодную роль площадки для решения экономических и политических международных (в масштабах конкретного региона или мира) проблем, необходимо иметь международный авторитет в какой-либо области экономики или государственной деятельности, некие эффективные результаты и яркие позитивные примеры.

Для «Евроатлантики» (США и ЕС) и «Евразии» (России с Китаем) украинская политико-деловая элита должна сама обладать авторитетом. Метафора «моста», как она понимается в украинских верхах, предполагает и некие третейские, примирительные функции Украины в отношениях между ЕС и ТС; Россией, Китаем и Западом, что также предполагает доверие к украинским верхам.

У украинской деловой и политической прослойки не должно быть никаких иллюзий относительно своей полезности и ценности на Западе. Сомнительные и неоднозначные способы первоначального накопления и текущего обогащения не соответствуют морально-этическим стандартам Запада, да и общечеловеческим также.

Но если на Украине иной элиты нет, а существующая уже заняла некую нишу в экономике и работает (просто в силу своего владения целыми отраслями) на пользу страны, то на Западе она быстро станет объектом уголовных расследований и последующего «раскулачивания».

Исходя из изложенного в отношении «моста», следует понять, что политико-деловая элита Украины после распада Союза, видимо, не может быть авторитетом для Запада. А в силу антироссийского курса (скрытого под маской многовекторности) она не является авторитетом и для России. Попытки игнорировать общее историческое и экономическое наследие с РФ, которое и должно быть основанием рационального геополитического выбора украинских верхов исключают доверительный диалог украинских правящих кругов с РФ.

В-третьих, цивилизационный раскол Украины и раскол её политических кругов мешает ей быть долгосрочно предсказуемым партнёром с вменяемой политикой и единым центром принятия решений.

По своей идентичности жители Украины и России представляют собой единый (при некоторых различиях) образец идентичности, основанный на византийско-православном, российско-имперском и советском культурном и политическом наследии, что легко проследить по истории и современности. Россия с западных границ и до Владивостока – европейская, а точнее восточноевропейская страна, такая же, как и Белоруссия с Украиной.

Так мостом между чем и чем должна быть Украина?

В логике этой метафоры Украина как единое государство должна стать «мостом», «связующим звеном» между собственными разными частями. А станет таким мостом только в случае, если сможет преодолеть глубокий культурно-исторический, политический и ценностно-мировоззренческий раскол между собственным «Востоком» и «Западом». На этой задаче официальному Киеву и следует сосредоточиться.

В-четвёртых, гармонизация Украиной экономической деятельности в обоих интеграционных объединениях невозможна по определению. Симметрично гармонизировать отношения с ЕС и ТС не получится из-за несимметричных и разноплановых задач, которые стоят перед Украиной на Западе и на Востоке.

Эта несимметричность задаётся абсолютно разной историей Украины и Европы и, как следствие, принципиально разным экономическим наследием. Украинская экономика в наиболее важных отраслях тесно интегрирована с экономикой стран ТС.

Геополитическая задача официального Киева – вступлением в ТС формализовать эту глубокую интеграцию, существующую в реальности.

Соответственно, партнерские и взаимовыгодные отношения Украины со странами СНГ, построенные на принципах суверенного партнерства, равноправия и взаимной выгоды возможны лишь в процессе евразийской интеграции. Как раз такие отношения исключает Соглашение об ассоциации Украины с ЕС, причём как с ЕС, так и с ТС (в каждом случае по разным причинам).

Попытки украинского руководства выступать «мостом» между Россией и Западом и на этом строить экономическое и геополитическое благополучие  -  такая же утопия (по замыслу-то благая), как и прежняя антироссийская.

Эти попытки официального Киева не опираются на прочные историко-культурные, ценностные, экономические основания, а принимают в расчёт лишь эгоистические стремления узких политико-деловых кругов. Общее с Россией наследие (даже если брать сугубо торгово-экономические аргументы) упорно указывает на преимущества евразийской интеграции для геополитического выбора Украины.

Игнорирование этого факта препятствует усвоению украинскими верхами той мысли, что нужно оставаться вместе с Россией во всех её геополитических начинаниях.

Помочь друг другу твёрдо и однозначно выбрать евразийский курс, укрепить дружественную Россию, иных партнёров по Таможенному союзу и с их помощью укрепиться самим – это рациональный геополитический выбор Украины, не имеющий приемлемых альтернатив.

Но именно политика «быть мостом» вынуждает премьер-министра Украины Н.Я. Азарова заявлять: «Для нас сейчас вопрос урегулирования отношений с РФ, прежде всего торгово-экономических, которые в том числе включают газовые вопросы, являются вопросом первостепенной важности. Для нас является задачей чрезвычайной важности снять все противоречия, которые сейчас имеются в нашей взаимной торговле, вернуться к тем хорошим отношениям, которые у нас были, когда мы заключали договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ, когда мы достаточно успешно работали и сотрудничали».

И подчёркивать: «Мы не просто не хотим конфронтации, мы ее не допустим. Никогда, пока, по крайней мере, наше правительство и наш президент у власти в Украине, между Россией и Украиной не будет вражды. Это наше принципиальное убеждение».

 

Виктор ПИРОЖЕНКО, ОДНА РОДИНА

 

Комитет


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006