На прошлой неделе глава «Газпрома» Алексей Миллер обнародовал информацию о том, что Украина не расплатилась с российской монополией за поставки газа — ещё за август. Киев же устами вице-премьера правительства Юрия Бойко через несколько дней упрекнул российскую сторону в «формальном подходе», дав понять, что при случае отомстит за такое коварство, как требование денег за поставленный товар (газ) согласно условиям контракта. Украина обещала решить вопрос на днях, впрочем, на прошлой неделе из Киева звучали точно такие же обещания, но дело с мёртвой точки так и не сдвинулось ― ни тогда, ни сейчас.
Хроника долгового конфликта
Итак, 29 октября Миллер заявил, что Киев до сих пор не оплатил 882 млн долларов за поставленный в августе российский газ, и, соответственно, действующий сейчас контракт позволяет перевести поставки на систему предоплаты. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сразу же поддержал это предложение, отметив, что, судя по всему, украинская сторона платить не собирается.
По информации украинской стороны, проблемы с оплатой за российский газ связаны с задолженностью теплоснабжающих компаний республики перед «Нафтогазом Украины». По данным пресс-службы украинского Минэнергоугля, долги «Теплокоммунэнерго» перед «Нафтогазом» составляют 17,5 млрд гривен (примерно 2,2 млрд долларов), что является рекордной суммой за годы независимости Украины.
Ещё немного официальной статистики — в первом полугодии нынешнего года чистый доход «Нафтогаза» от реализации продукции снизился в 1,65 раза — до 4,75 млрд долларов, в то же время чистый убыток возрос в 2,3 раза — до 1,23 млрд долларов.
Отмечается, что ситуация для украинской компании усугубляется ещё двумя важными факторами. Первое — тем, что Верховная рада Украины уже разрешила правительству субсидировать тарифы на тепло и водоснабжение векселями. В ТКЭ соответственно заявили, что намерены использовать эти векселя для погашения задолженности перед «Нафтогазом», что денег компании для расчётов с российской стороной никак не добавит.
И второе — потеря «Нафтогазом» прибыльного сегмента промышленных потребителей, который отдали компании Ostchem украинского олигарха Дмитрия Фирташа.
В итоге Киевом констатировалось, что «Нафтогаз Украины» будет вынужден ввести предоплату предприятиям ТКЭ за приобретённый газ, если в результате «долгового» конфликта на аналогичный режим работы с Украиной перейдёт «Газпром».
1 ноября глава правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил о существовании дополнения к контракту между сторонами, согласно которому дана отсрочка оплаты августовских поставок — под 6% годовых до дня оплаты [а не слишком ли низкий процент для государства с мусорным рейтингом? а ведь все равно украинцы верещат, что РФ поступает "не по-братски"].
Таким образом, как подсчитали специалисты — на 2 ноября проценты по платежу для Украины составили 6,4 млн долларов, а каждый день просрочки обходится республике в 145 тыс. долларов бюджетных денег.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев предложил правительству Украины для выхода из сложившейся ситуации взять кредит у Евросоюза: «В конце концов, если у них такие продвинутые отношения с Евросоюзом, пусть и кредитуются в Брюсселе».
Он подтвердил, что если долг за поставленное в августе «Нафтогазу» топливо не будет погашен, «Газпром» перейдёт в отношениях с украинской компанией на принцип предоплаты. При этом заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев уточнил, что в соответствии с контрактом Украина вполне может остаться без российского топлива уже в декабре — если не заплатит аванс в ноябре.
Позиция Украины
В общем и целом признавая факт задолженности, украинская сторона, тем не менее, сделала острые встречные заявления. В частности, 2 ноября утром вице-премьер Украины Юрий Бойко отметил следующее:
«Если брать чисто партнёрские отношения с российскими коллегами, то мы всегда страховали их в пиковые периоды, когда было важно сохранить транзит газа в Европу. И «Газпром» за счёт нашей поддержки выполнял свои контрактные обязательства… Мы оставляем за собой право таким же образом использовать контракт только на закупку, и вся полнота ответственности за транзит газа в Европу со стороны российского «Газпрома» будет возложена только на них. Мы уже им плечо своё не подставим, потому что если формальный подход с их стороны, такой же формальный подход будет и с нашей стороны тоже».
В этот же день, но ближе к вечеру, во время турнира по футболу между министрами и депутатами (!) профильный украинский министр Эдуард Ставицкий, явившийся на интервью в спортивном костюме, клятвенно заверил, что переговоры на финальной стадии и вопрос будет решён 4 ноября. Как именно — министр не уточнил.
По информации «источников», просочившейся в прессу, сегодня на совещании у премьер-министра Николая Азарова должны были рассмотреть возможность увеличения уставного фонда «Нафтогаза» путём выпуска облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ).
Как поясняют «источники»: «На протяжении всей недели «Нафтогаз» ждал поступления средств от ряда крупных потребителей. Но пришла лишь часть денег. Одновременно велись переговоры с «Газпромом» о реструктуризации задолженности. Но российские коллеги не пошли на уступки. Поэтому будет инициирован вопрос выпуска ОВГЗ».
Как подчёркивают специалисты, правительство Украины уже не в первый раз увеличивает уставный капитал «Нафтогаза» для расчётов перед российской стороной путём выпуска ОВГЗ. По данным Нацбанка, в текущем году Минфин уже разместил такие облигации на сумму 8 млрд грн, в 2012 году — на 6 млрд грн.
Таким образом, по сути, вся схема сводится к тому, что Нацбанк Украины попросту дарит «Нафтогазу» часть своих валютных резервов. На момент подготовки статьи (поздний вечер 4 ноября) официальной информации от правительства Украины по данному вопросу нет. Как собственно, и решения проблемы, обещанного «футболистом» Ставицким.
Выводы
Все мы подозревали, что экономическая ситуация на Украине в настоящий момент не из лучших, но долговая история показала, насколько на самом деле всё плохо. Говоря шахматными терминами, Киев загнал себя в совершенно патовую ситуацию, ведь в реальности «Нафтогаз Украины» даже при самом плохом раскладе вряд ли введёт предоплату предприятиям ТКЭ за приобретённый газ.
Этот шаг чреват появлением серьёзных бытовых проблем у каждого жителя республики и, соответственно, витком чрезвычайной социальной напряжённости. Вместе с тем, по информации «источников», Янукович якобы дал добро на повышение тарифов на газ для населения на 60% по требованию МВФ, чтобы получить кредит от фонда. Таким образом можно решить проблему денег для расчётов с «Газпромом», но побочный эффект тот же — массовое народное недовольство.
Также отметим как факт, что, несмотря на все трудности, долговые обязательства перед Западом Украина выполняет вовремя и в полном объёме. И суммы, выплачиваемые МВФ, будут существенно больше долга перед «Газпромом» — речь идёт о миллиардах долларов. И отсюда гипотеза — не является ли задержка платежа Украиной срежиссированной кем-то (не Киевом, разумеется, там исключительно послушные исполнители) провокацией против России?
Как вариант — Украина принципиально не будет платить, рано или поздно Россия просто прекратит поставки газа, а предсказать результаты глобальной энерговойны, которая последует за таким шагом, невозможно, но ясно, что победивших там не будет. Пока что такая версия никакими реальными фактами не подтверждается, но… В общем, ждём дальнейшего развития событий.
Мое виденье ситуации: плату за газ повысят, так же как и плату за электричество, возможно будут терроризировать население теплыми батареями и перебоями в горячем водоснабжении, а вот когда население окончательно обозлится, под рассказы как РФ душит (а ведь жителям украинских городов будет пофиг кто кому там должен, если температура дома +14°С), то и платить перестанут, а будут тупо отбирать оплаченный Европой газ. И тогда ситуация станет патовой для РФ.
Нет, конечно, ценой огромных уступок западу можно будет взять обратно Украину, но это будет 45 миллионов голодранцев, ненавидящих Россию - СМИ и местная система образования гарантируют это.
Алексей Беляев, Однако
Комитет