Мэр Одессы мог стать жертвой конфликта пророссийских и проевропейских сил на Украине
Алексей Костусев, относительно недавно выигравший выборы главы Одессы, неожиданно ушел в отставку. По одной из версий, популярного мэра было решено убрать в связи с внутрипартийным конфликтом: регионалы оказались расколоты на тех, кто поддерживает ассоциацию с Европой, и тех, кто видит главным союзником Россию.
За неделю до отставки теперь уже бывший глава города Одессы взял больничный. Пресса кипела слухами: мол, Костусев здоров, но прячется от журналистов, а отставка что его, что губернатора области Эдуарда Матвейчука – дело решенное, так как президент Виктор Янукович решил зачистить регион, продемонстрировавший нелояльность к нему лично.
Но назначать и снимать губернаторов по своему усмотрению входит в полномочия президента. Другое дело – Костусев, яркий политик, пришедший во власть в результате выборов.
Борец с фашизмом
Костусев – личность на Украине известная. Депутат трех созывов, бывший глава антимонопольного комитета и бывший лидер партии «Союз», что влилась в Партию регионов вскоре после «оранжевой революции» (тогда Янукович создавал единый антиоранжевый фронт и предложил Костусеву кресло в президиуме политсовета партии, которое бывший мэр занимает до сих пор). Но избрание на пост главы Одессы с отрывом в 20% от многолетнего мэра города Эдуарда Гурвица стало для Костусева настоящим звездным часом.
Прежде Гурвиц, находящийся на нетипичной для юга Украины политической платформе (сторонник «оранжевых», некогда поддерживавший активные контакты с чеченскими сепаратистами), Костусева на выборах побеждал, многие предсказывали ему победу и в последней, крайне неудачной для Гурвица кампании.
По большому счету, избиратели получили от Костусева то, чего ждали: возвращение русского языка в документооборот и СМИ, снижение квартплаты, сокращение чиновничьего аппарата (освободившийся автопарк показательно выставили на аукцион). Костусев лично инспектировал работу общественного транспорта, и по результатам почти каждой проверки в отставку отправляли очередного чиновника.
В Одессе были развернуты работы по облагораживанию городской инфраструктуры, восстановлению исторических памятников и открытию новых (в частности, Высоцкому и Суворову). При Костусеве кабинет министров дважды признавал Одессу самым благоустроенным городом Украины (наряду с Киевом). Но главное – у города появилась долгосрочная программа развития, судьба которой теперь туманна.
С другой стороны, Костусев нажил себе злейших врагов в лице националистов из партии «Свобода». В конце прошлого года конфликт вылился в настоящий штурм мэрии силами 500 человек (формальная причина – переименование ряда улиц города, в частности Зоопарковой – в улицу Советской армии). Горсовет ответил на это антифашистским митингом и резолюцией «Фашизм не пройдет», а сам Костусев назвал свободовцев «недобитыми наследниками фашизма», причем отказался извиняться даже тогда, когда его принудил к этому суд.
«Для меня люди, которые ходили по улицам нашего города с криками «Бей жидов и москалей», – фашисты. Я «Свободу» бы запретил. От того, что несет Тягныбок, до газовых камер недалеко», – отрезал мэр.
В ответ свободовцы именовали Костусева «подкацапником» и по любому поводу тащили в суд. Однажды чуть не дошло до реального уголовного разбирательства, когда выяснилось, что Костусев неоднократно получал внушительное наследство от людей, с которыми не состоял в родственных отношениях.
Еще более громкий скандал был связан с арестом заместителя главы города Николая Ильченко, подозреваемого в получении взятки. В обоих случаях обвинения не подтвердились, Костусев вернул Ильченко в администрацию.
Понятно, что обвинять националистов в организации отставки популярного мэра глупо. Почти все украинские журналисты и политологи уверены, что уйти Костусева заставили на самом верху властной вертикали.
По одной из версий, отставку мэра пролоббировал тот одесский бизнес, которому он перешел дорогу (особенно Костусевым были недовольны предприниматели, связанные с рынками и пляжами). Но большинство экспертов прямо связывают отставку Костусева с арестом Игоря Маркова – еще одного видного одесского политика.
Пострадал за друга
Марков и Костусев – старые друзья. Во многом именно за счет финансовых возможностей Маркова и поддержки принадлежащего Маркову одесского телеканала АТВ Костусев и разгромил Гурвица на выборах. В накладе Марков не остался: находящаяся в его собственности компания «Союз» получила крупный контракт на вывоз из Одессы бытовых отходов. Скандал этот даже вышел на международный уровень, так как с рынка была вытеснена немецкая компания Remondis, и в дело пришлось вмешаться посольству ФРГ (впрочем, безуспешно).
Кроме того, как считается, именно Костусев и Матвейчук пролоббировали избрание Маркова в Верховную раду, где он присоединился к фракции Партии регионов. К фракции, но не к партии: Марков возглавляет собственную партию – «Родина».
«Родина» – одна из самых пророссийских партий на Украине, но известна лишь на юге страны, в первую очередь в Одессе. Набор тезисов для региона предсказуемый: ориентация на Россию, поддержка русского языка, регионализм и социальная справедливость.
Одно время все это вписывалось в платформу самой Партии регионов. Но после того как нынешняя власть сделала выбор в пользу соглашения об ассоциации с Евросоюзом, отказалась от вступления в ТС и поссорилась с Москвой, Марков перешел в жесткую внутрифракционную оппозицию. Харизмы и говорливости ему не занимать, и на общем фоне его позиция была очень заметной.
«Я никогда не был противником Европы и всегда говорил об одном: что вместе с Россией нам удастся более выгодно договориться с Европой. Когда нас больше, то мы сильнее, с нами больше будут считаться. Сегодня же, идя на кабальные условия, мы просто сдаем свои национальные интересы, и об этом открыто заявляют украинские промышленники», – заявлял, в частности, он.
Теперь Марков арестован до декабря. То, что его сторонники называют «операцией по ликвидации», произошло в два хода. Сперва Высший административный суд Украины лишил Маркова депутатской неприкосновенности по обвинению в фальсификации выборов в Верховную раду по округу, от которого он баллотировался. Потом Печерский районный суд Киева принял решение об аресте Маркова по обвинению в организации беспорядков и избиении участников пикета.
Обвинение это довольно странное, а главное, старое. В 2007 году в Одессе открывали памятник Екатерине II. Активисты «Свободы» пытались сорвать мероприятие, но получили отпор от активистов «Родины» и Маркова лично. Против Маркова возбудили уголовное дело, причем считается, что инициировал его лично глава МВД Юрий Луценко. Однако вскоре дело было прекращено за отсутствием состава преступления, данное решение было принято в судах трех инстанций. И вот теперь, спустя несколько лет и уже при другой власти, дело спешно возобновляют.
Арест Маркова по подозрению в организации беспорядков вылился как раз в беспорядки. Брали его с боем, причем сторонники политика общим числом около тысячи человек буквально пытались отбить его у милиции и даже пошли на штурм здания одесского управления МВД, куда Маркова вызвали на допрос и где он был задержан (уже заявлено, что организаторов стихийного митинга, сиречь зачинщиков беспорядков, «обязательно выявят» и привлекут к ответственности).
По свидетельству журналистов, на пике беспорядков Марков успел бросить неосторожную фразу, пообещав «выйти и загрызть этого урку зубами». Кого имел в виду Марков, не уточняется. Но догадаться можно.
Произошло это всего неделю назад. А вскоре пришла еще одна новость: Национальный совет Украины по телевидению и радиовещанию лишил лицензии принадлежащий Маркову телеканал АТВ. Уже тогда политологи уверяли, что судьба мэра Костусева предрешена – поддержки Маркова ему попросту не простят. Подсуетилась и партия «Свобода», потребовавшая у прокуратуры проверить, не связан ли Костусев с «незаконной деятельностью Маркова», который является «украинофобом» и «агентом иностранной державы».
Сам Марков уверен, что стал жертвой политического заказа со стороны администрации президента. По его версии, руководство страны таким образом хочет наказать «раскольника» за оппортунизм, за критику курса на интеграцию с ЕС, за выпады в адрес Партии регионов и так далее. При этом стоит заметить, что многие бывшие коллеги Маркова – депутаты от Партии регионов однозначно встали на его сторону.
Даже отдельные парламентарии от «оранжевой» оппозиции высказываются в том смысле, что дело отдает «заказухой», а МВД явно превысило полномочия. Налицо юридическая коллизия, в которой, видимо, предстоит разбираться Конституционному суду. Пока же вопрос о том, был ли Марков депутатом на момент ареста или уже не был (Рада за лишение его полномочий не голосовала), остается открытым.
И все-таки вряд ли арест Маркова и последовавшая за ним отставка Костусева (а в перспективе и Матвейчука) напрямую связаны с критикой политики Януковича и его выбора в пользу ассоциации с Европой. Вопрос, скорее всего, ставится несколько иначе: Марков и Костусев могли (а по некоторым данным, не только могли, но и собирались) сколотить на юге Украины коалицию сторонников союза с РФ и уже после этого бросить вызов как Партии регионов, так и лично Януковичу.
К победе Маркова и пророссийских сил это вряд ли бы привело, но раскололо бы электорат. И тогда триумфатором из драки регионалов с марковцами неизбежно бы вышла «оранжевая» оппозиция, чего Виктор Янукович уже никак не может допустить.
Станислав Борзяков, Взгляд
Комитет