МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати ПОЛИТИКА
УКРАИНА: «ХОЛОДНЫЙ МИР» ИЛИ «ZERO TOLERANCE»?

Гуманитарный дискомфорт уже перестал быть болезненно ощущаемым так, как это было даже при Ющенко. Постоянство и своего рода консервация гуманитарного дискомфорта притупляет естественные для любого общества противоречия (собственник – наёмник, допуск к ресурсам и т. п.) Поддержание гуманитарной напряженности выгодно работодателю (упрощает произвол), части интеллектуалов (активное комментирование событий и прогнозирование мотиваций повседневной научной деятельности), а также сторонникам украинства во всех его видах и сферах… Большинство структур Партии регионов по-прежнему безыдейны, и мало кто из ее руководителей в открытую противостоит нацификации.

Если говорить о состоянии межэтнических и межрегиональных отношений на территории современной Украины, то его можно с небольшой натяжкой назвать «холодным миром», то есть налицо отсутствие не только решений, но и воли.

Вместе с тем отсутствие решений не означает стагнации и замедления тех процессов, которые были намечены и ускорены в предыдущие годы. Отсутствие практически везде, кроме Крыма, в силовых конфликтах из-за земли и собственности этнической составляющей еще не означает, что у разных групп есть готовность к диалогу или даже к смягчению риторики.

Чтобы начертить конфликтологическую карту Украины и спрогнозировать ее изменения в ближайшие годы, нужно вычленить те явления, которые доминируют в настоящий момент. Связаны они с тем, что последствия ющенковской пятилетки не только не подвергнуты решительной и последовательной «гуманитарной зачистке», но и в какой-то мере легитимизированы результатами последних избирательных кампаний и иными кадровыми решениями центральных и местных властей.

Что же такого качественно нового произошло при «оранжевых» и после их поражения?

1. В общественном сознании произошло размывание «порога брезгливости», то есть в межэтническом и межрегиональном общении исчезли многие «табу».

Отношение как к самой ксенофобии, так и к ее носителям в прошлом и настоящем стало куда более терпимым. Создалась своего рода привычка к бандеровщине и пр. проявлениям агрессивного украинства не только на исторической территории их распространения, но и там, где она традиционно была враждебна местному населению.

Налицо расширение круга людей, материально заинтересованных в агрессивном украинстве. Это произошло в южных и восточных областях не только за счет не вписавшихся в городскую культуру галицких диаспор, но и из местных конформистов вузовского и чиновного происхождения.

2. Произошел выход групп влияния галичанства за пределы маргинальности не только в Киеве и центре Украины, но и в русскоязычных регионах. Особенно ярко это проявилось в прохождении в Верховную Раду ВО «Свобода», во фракции которой представлены не одни выходцы из Галиции.

3. Мы наблюдаем переход во взрослую жизнь поколения, которое не жило в СССР, мало бывало в России и Белоруссии и не считает ценностью «единство исторической судьбы» восточных славян.

4. Отсутствие адекватного продвижения идей, приемлемых для Востока и Юга, уже не просто фигура речи. Большинство структур Партии регионов по-прежнему безыдейны, и мало кто из ее руководителей в открытую противостоит нацификации.

Носители левых, русофильских и регионалистских идей, за редкими исключениями, скатываются в маргинез и идейную неадекватность. Нет политических носителей и у «легкой», нексенофобской, версии украинства.

5. Односторонность грантовой политики. Вскоре после распада СССР западные фонды проводили активную работу сначала по переселению специалистов в страны ЕС и США, а затем создали систему местных филиалов, фактически построив дешевую сеть агентов влияния. На территории Украины она срослась со сторонниками националистов. С российской же стороны такого хедхантерства и такой работы по укоренению организованных групп влияния не наблюдалось.

Конфликты на этнической и межрегиональной почве не доходят пока до «горячей» фазы. Нет и признания необходимости их погасить в массовом сознании. Самые радикальные политики, кроме разве что Ирины Фарион, «открытым текстом» не призывают к депортациям и отъему имущества у неукраинцев. Но иносказательно, в виде прославления ОУН-УПА и прочих коллаборационистов, а также русофобской риторики украинские оппозиционеры фактически не возражают против такой практики и не пытаются ее осудить.

Сложившаяся ситуация на бытовом уровне выглядит так: «Мы живем и живем, а потом какая-то странная игра, а затем продолжаем ходить в магазины и кино…»

Гуманитарный дискомфорт уже перестал быть болезненно ощущаемым так, как это было даже при Ющенко.

Постоянство и своего рода консервация гуманитарного дискомфорта притупляет естественные для любого общества противоречия (собственник — наёмник, допуск к ресурсам и т. п.) Поддержание гуманитарной напряженности выгодно работодателю (упрощает произвол), части интеллектуалов (активное комментирование событий и прогнозирование мотиваций повседневной научной деятельности), а также сторонникам украинства во всех его видах и сферах.

* * *

Есть цивилизованный способ достижения гуманитарного оздоровления на региональном уровне. Именуется он «zero tolerance» (нулевая толерантность) и обозначает особую форму коммуникации доминирующей общественной системы (в лице представителей закона, государства) с представителями агрессивных маргинальных групп, отрицающими и нарушающими общепринятые на данной территории правила и нормы (преступными группировками, неинтегрируемыми диаспорами, агрессивными субкультурами и проч.)

В США так свели к минимуму уличную наркоторговлю и привели в чувство наводивших ужас на обывателей ночных байкеров, в Европе угомонили английских футбольных хулиганов, в Москве «прессуют» лиц без регистрации. 

Если в Украине сделать бандеровский национализм столь же неприветствуемым, хотя бы за пределами его исторического ареала, то, по крайней мере, из арсенала центральных и региональных элит он уйдет на уровень маргинальных группировок. А они, как известно, — предмет изучения не политологов и социологов, а правоохранительных органов, а не обществоведов. Больший уровень покоя и безопасности гражданам Украины будет обеспечен.

Апогеем маразма, также требующим нулевой толерантности, можно считать «политический туризм». Вполне разумно, если лидеры партий едут в регионы. Но когда вслед за ними устремляются десятки автобусов с «массовкой»…

Вот, например, как наблюдатель Елена Папакица описывает летнюю акцию оппозиции в Донецке: «Да и 800 [количество участников, по мнению милиции] еле наскребли, дончан меньше 300 было».

Такая технология не просто профанирует сами мероприятия, но и создает у местных жителей ощущение прихода оккупантов, которые пытаются завезти свои порядки. Понятно, что запретить это безобразие законодательно невозможно, но некая договоренность на уровне основных политических игроков не столь невероятна, как и выведение ВО «Свобода» из любых переговорных процессов и коалиций.

Возможные направления снятия гуманитарного дискомфорта, можно сказать, лежат на поверхности. Для их осуществления нужны как политическая воля, так и неравнодушие общества.

1. Федерализация и следующая из этого процесса локализация этнического при региональных zero tolerance к агрессору.

2. Снятие противоречий «город—село» путем административно-территориальной реформы.

3. Поддержка внутри страны «бесхозных» интеллектуалов (создание внутреннего содержательного контекста.). Ведь ни для кого не секрет, что и ПР, и КПУ, и оппозиция практически свернули работу с образованной частью населения (вне столицы особенно), и оно занято не развитием науки и культуры, а поисками средств к существованию.

4. Для укоренения гражданского общества на неагрессивной и конструктивной основе необходимо принятие законодательной базы, упрощающей исходные условия функционирования НПО (вроде зон нулевой аренды помещений в первый год после регистрации и запрете на частую регистрацию одних и тех же лиц в качестве учредителей).

Возможно также и использование российско-американского опыта по легализации «иностранных агентов».

Только совместными усилиями центральной власти, региональных элит и неравнодушных граждан можно добиться изменения гуманитарной обстановки в регионах Украины. А без этого все разговоры о прогрессе и устойчивом гражданском мире бессмысленны.

Дмитрий ГУБИН, ОДНА РОДИНА

Комитет


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006