МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати ПОЛИТИКА
ГОСЗАКУПКИ ВО «ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ» И «УГЛУБЛЕННОЙ» ЗСТ С ЕС

Экономика Украины это не абстракция, которая никому не принадлежит… риски для украинской олигархической верхушки лежат в тех частях Соглашения, на которые сейчас мало кто вообще обращает внимание. Однако, кроме убытков для крупных украинских собственников, существенной деформации может подвергнуться и та сфера государственной деятельности, которая всегда лежала в поле зрения непосредственных интересов как государства, так и крупного капитала. Речь идет о госзакупках… Нюанс с этими нормами состоит и в том, что в них не прописаны отдельно положения для закупок силовыми структурами (органами безопасности).

Когда украинские чиновники, многие из которых достаточно неожиданно стали истовыми евроинтеграторами, говорят, что подписание Соглашения об ассоциации с ЕС - это процесс стратегического сотрудничества двух равных субъектов, что Украину в ЕС ждет «блеск и процветание», напрашивается логичный вопрос: «Кто-нибудь из “многих” вообще читал то, что Украина собирается подписать?»

Даже тогда, когда правительство одобрило проект Соглашения, когда премьер попросил еврочиновников не оставлять Украину один на один с проблемами, которые будут сопровождать имплементацию положений Соглашения (адаптацию всего законодательства под нормы и стандарты ЕС). Ведь Украина, по словам главы правительства, взялась за адаптацию своей экономики к условиям европейского рынка с пониманием того, что «делать это надо достаточно быстро», поскольку «применение большинства положений Соглашения об ассоциации с ЕС начнется буквально после его подписания».

В прошлую пятницу премьер заверил мониторинговую миссию Европарламента, что Кабмин уже завершил экономический анализ возможных последствий создания ЗСТ с ЕС. Однако, как заметили в Департаменте европейской интеграции Минэкономразвития, на сегодня практически нет анализа ситуации с точки зрения «углубленной» и «всеобъемлющей» ЗСТ с ЕС: «Не было… и сейчас нет никаких исследований именно в этой части, именно в части, насколько на экономику Украины повлияют эти два определения: углубленная и всеобъемлющая. Речь идет о том, что "всеобъемлющая" означает, что, кроме зоны свободной торговли товарами, речь идет о зоне свободной торговли услугами, также это будет охватывать государственные закупки. Что касается "углубленной", то речь идет о регуляторном приближении и поэтому чрезвычайно трудно оценить, в каких таких цифрах и конкретных показателях, какие же будут последствия».

* * *

Недавно опубликованный документ показывает, что на уровне правительственного решения (как минимум по состоянию на август 2013 года) не было даже приблизительного анализа угроз и рисков для украинской экономики и в отношениях со странами ТС в случае подписания ЗСТ с ЕС. Лишь 7 августа 2013 года появился запрос, направленный Минэкономики относительно «Анализа перспектив развития кооперативных связей между предприятиями Украины и странами Таможенного союза, с учетом подписания Соглашения про ассоциацию между Украиной и ЕС». Ответ же был готов только через месяц.

Вдумаемся: стратегический вопрос развития государства, который стоит на повестке дня не менее 5 лет, решался без всяких на то экономических расчетов.

В приведенном в статье документе прямо указывается на то, что лишь по проанализированным категориям и секторам экономики убытки Украины от подписания такого «судьбоносного» Соглашения составят более 20 млрд. долл. И это мнение тех, кто на словах яростно защищает этот договор.

Может ли быть убедительным заявление Николая Азарова о том, что «ни один из украинских олигархов не выступает против объявленного официальным Киевом курса на подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом».

Экономика Украины  -  это не абстракция, которая никому не принадлежит. И эти 20 млрд. долл. убытков лягут как раз на этих самых олигархов. И маловероятно, что они этого не понимают. Более того, риски для украинской олигархической верхушки лежат в тех частях Соглашения, на которые сейчас мало кто вообще обращает внимание.

Однако, кроме убытков для крупных украинских собственников, существенной деформации может подвергнуться и та сфера государственной деятельности, которая всегда лежала в поле зрения непосредственных интересов как государства, так и крупного капитала. Речь идет о госзакупках.

Во время недавней встречи с еврокомиссаром по торговле Николаем Азаровым были подняты не только вопросы о технической и финансовой помощи в обеспечении адаптации к европейским стандартам, содействии в системном продвижении украинских товаров в ЕС, но и вопрос доступа Украины к государственным закупкам ЕС. Но есть ведь проблема и доступа ЕС к госзакупкам  в Украине.

* * *

В тексте Соглашения этой теме отведена глава 8 «Государственные закупки». Глава выписана чрезвычайно подробно и так, что не остается сомнения: после имплементации ее содержания государство в реальности может потерять контроль над этой важной частью своей деятельности.

Мы сейчас даже не говорим о коррупционных схемах, которые существуют вокруг госзакупок и на которых ежегодно зарабатывают те самые украинские олигархи. Этим грешат абсолютно все страны, в том числе «светоч демократии» США. Речь идет о простом контроле за тем, кто именно будет участвовать в тендерах и кто получит доступ к бюджетным деньгам.

Европейцы постарались сделать максимум для того, чтобы лишить Украину возможности защитить своих производителей хотя бы минимальными протекционистскими механизмами - госзакупками.

В частности, ст.151 устанавливает, что «во время описания характеристик работы, товара или услуги заказчик должен пользоваться общим описанием технических и качественных характеристик и функций, а также международными, европейскими либо национальными стандартами».

Именно в таком порядке: международными, европейскими либо национальными стандартами. Европейские правила ведения госзакупок становятся приоритетными для Украины, а вовсе не ее национальные.

В Соглашении прямо указывается, что описание характеристик ни в коем случае не должно ссылаться не только на конкретную марку или производителя (что еще выглядит относительно логично), но и на конкретный процесс, патенты, тип или конкретное происхождение или способ производства (!) товара. Кроме случаев, когда соответствующая ссылка обосновывается предметом контракта и сопровождается словами «или эквивалент».

Заказчики (то есть госструктуры) не должны выдвигать условий, которые могут привести к прямой или опосредованной дискриминации экономических операторов: требования к экономическим операторам, заинтересованным в контракте, быть основанными в той же стране, регионе или на той самой территории, что и заказчик.

Нас убеждают, что таким образом можно побороть коррупцию в этой сфере. Это ложь. Даже в странах с развитой рыночной экономикой и отработанными процедурами госзакупок коррупция не просто возможна, но перманентно присутствует. Зато возможности Украины в выборе поставщика услуг (или продукции) благодаря этим новым правилам существенно уменьшается. Европейцы прилагают максимум усилий для того, чтобы запустить к дележу и без того не огромного украинского бюджета европейские компании, что будет способствовать вымыванию денег из страны.

На этом фоне заявления главы правительства Украины о том, что он будет добиваться «свободного доступа украинских компаний к госзакупкам в странах ЕС» звучат достаточно наивно. Найдется сотня причин не допустить украинские компании на эти рынки, и лучшим рычагом тут станет обвинение в низком качестве производимых на Украине товаров.

А «свобода» доступа к рынку уже определена. Примечательно то, что уже через шесть месяцев после подписания Соглашения вступают в силу условия по заключению контрактов и поставке продукции для центральных органов власти.

* * *

Однако даже это не самое интересное. Нюанс с этими нормами состоит в том, что в них не прописаны отдельно положения для закупок силовыми структурами (органами безопасности).

Теперь формально в любом тендере, проводимом, например, разведывательными или контрразведывательными структурами, спокойно могут поучаствовать иностранные компании, отказать которым в допуске к тендеру будет невозможно.

Принимая во внимание, что

а) украинские мощности производства высокотехнологических продуктов весьма ограничены и нуждаются в любом виде помощи со стороны государства (в том числе – через госзакупки) и

б) в целом ряде случаев выбор может не всегда передового, но отечественного производителя будет означать более высокий уровень безопасности продукта (например, отсутствие «закладок» в продуктах, в частности в программном обеспечении). Не является ли это прямой угрозой национальной безопасности?

Такой порядок госзакупок направлен явно и не в сторону обеспечения экономических интересов Украины. Сложно предположить, что компании более чем 20 стран ЕС, где наблюдается явный экономический спад, не захотят поучаствовать в попытках «распилить» скромный украинский бюджет.

* * *

Или другой показательный пример, на этот раз из области социальных рисков. Ст. 267 главы 10-й Соглашения («Конкуренция») напрямую требует от Украины в течение трех лет создать новый орган, который будет следить за соблюдением ст. 262, которая определяет, что является допустимой или недопустимой государственной помощью. Этот орган и будет определять схемы государственной помощи.

Абсолютным абсурдом выглядит требование ч. 2 ст. 267 о том, что в течение 5 лет требуется создать реестр схем госпомощи, которая предоставлялась до того, как соответствующий орган был создан, и обеспечить их пересмотр в соответствии со ст. 262.

Вот тут впору заволноваться целым отраслям украинской экономики, которые живут на ежегодные дотации и подобные программы помощи. Без них они просто не выживут, что означает безработицу для миллионов украинских граждан.

Само собой, все это никак не увеличит доходы украинских олигархов и украинского государства.

К тем 20 млрд. долл., о которых говорит Минэкономики, можно смело добавлять еще пару десятков миллиардов потерь только от институциональных перестроек украинской системы госзакупок и программ госпомощи.

Эти убытки напрямую скажутся на состоянии того же крупного отечественного бизнеса. Следствие же от потери рабочих мест в полной мере ощутят рядовые граждане Украины.

Сколько ещё рисков скрывается за отдельными статьями Соглашения или пунктами Приложений? Никто не знает, поскольку принятое политическое решение явно не согласовывается с экономическими реалиями. И согласовать никто не даст…

 

Виктор КОСТЕНКО, ОДНА РОДИНА

 

Комитет


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006