Судя по всему, «проевропейски» настроенные граждане Украины представляли это себе как праздник вечной халявы – что им всем будут за счёт немецких налогоплательщиков платить вэлфер в размере 10 000 евро в месяц. Но реальность очень далека от этих представлений. Условия, выдвинутые Евросоюзом по договору об ассоциации для Украины – самые жёсткие из всех, которые когда-либо выдвигались восточноевропейским странам. Евробюрократы, ещё как-то вынужденные сдерживать свою жадность и колониальные замашки в отношении Польши или стран Балтии, на Украине «отвязались» по полной. Больше всего эти условия напоминают мирный договор после войны – условия, которые победившая сторона диктует побеждённой.
Вступление в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана принесло бы Украине только прямой и немедленной выгоды на 6,5-9 млрд. долл. в год, то есть 3-5% ВВП.
Огромные перспективы открылись бы для высокотехнологичных отраслей Украины – ракетно-космической, авиастроения, военно-промышленного комплекса, судостроения, – которые на равных могли бы участвовать в конкурсах и технологической кооперации на огромном рынке России. Взять хотя бы потребности стремительно перевооружающейся российской армии! Собственно, уже сейчас выживание украинского авиастроения связано только с проектами технологической кооперации с Россией и для российских закупок – военно-транспортный самолёт Ан-70, гражданские Ан-148 и Ан-158…
Но украинская правящая элита отвергла всё это ради европейского направления интеграции. Что же за фантастические выгоды ждут Украину на этом направлении?
Судя по всему, «проевропейски» настроенные граждане Украины представляли это себе как праздник вечной халявы – что им всем будут за счёт немецких налогоплательщиков платить вэлфер в размере 10 000 евро в месяц. Но реальность очень далека от этих представлений. Условия, выдвинутые Евросоюзом по договору об ассоциации для Украины – самые жёсткие из всех, которые когда-либо выдвигались восточноевропейским странам. Евробюрократы, ещё как-то вынужденные сдерживать свою жадность и колониальные замашки в отношении Польши или стран Балтии, на Украине «отвязались» по полной. Больше всего эти условия напоминают мирный договор после войны – условия, которые победившая сторона диктует побеждённой.
Украина обязана отменить все существующие стандарты и ГОСТы и перейти на европейские. Как это отразится на украинском экспорте в страны ТС, составляющем 35% от общего экспорта Украины – объяснять не нужно. Напомним, что экспорт Украины в Европу составляет всего 30%, и в Европу Украина экспортирует в основном полуфабрикаты с низкой степенью переработки, а в страны ТС – промышленную продукцию с высокой степенью переработки.
Похоронным звоном для украинской промышленности станет приложение к договору «О регулировании предельных значений выбросов для существующих предприятий». Это приложение означает требование для всех украинских предприятий перейти на европейские экологические стандарты. Большинство украинских предприятий строились ещё во времена СССР, когда об экологии имелось только очень приблизительное понятие. И что на Украине европейским экологическим стандартам соответствует – пошив вышиванок? Украинские предприятия вынуждены будут затратить гигантские средства за короткий срок для переоборудования, либо закрыться – и решать их судьбу будут уже не в Донецке, а комиссия в Брюсселе.
Для предприятий, которые сумеют уцелеть, несмотря на экологический террор, припасена ещё одна норма. Производители электроэнергии, а так же нефти и газа собственной добычи должны будут поднять цены на внутреннем рынке Украины до уровня европейских. И это готовы приветствовать те самые олигархи, которые воют от слишком высокой цены на российский газ!
Но самая тяжёлая судьба ждёт высокотехнологичные отрасли. Даже к другим восточноевропейским странам, евроинтегрированным на куда более лояльных условиях, Евросоюзом применялась своего рода экономическая кастрация. Они набирали жир за счёт самых примитивных производств и сферы услуг, но всё, что имело отношение к науке и высоким технологиям уничтожалось в них под ноль – в этих отраслях Старая Европа не терпит даже самой мизерной конкуренции с новыми членами ЕС. Для Украины, располагающей подобными отраслями гораздо в большей степени, чем Польша или Чехия, потерять всё это особенно обидно.
Может, хотя бы для сельского хозяйства наступит долгожданная пора процветания за счёт выхода на европейские рынки? Здесь мы подходим к очень неожиданному моменту: экспорт украинской сельхозпродукции в Европу после подписания договора об ассоциации не увеличится, а сократится! На «открытом» рынке Украина получает квоты для сбыта меньше, чем продавала на «закрытом»!
Например, зерна Украина сейчас продаёт в страны ЕС 3 млн. тонн, а после подписания договора об ассоциации сможет продавать только 1 млн. тонн. Сахара сейчас продаёт 300 тыс. тонн, а сможет – только 30 тыс. тонн. Учитывая, что Украина уже сейчас до предела затоварена сахаром по цене в районе себестоимости, то при таком сокращении экспорта нетрудно предвидеть полный коллапс всей сахарной отрасли. По правилам ВТО, которые пока ещё не введены в действие, предусмотрен запрет на продажу мясо-молочной продукции домашних хозяйств. Договор об ассоциации дополнит это ещё и запретом на продажу солений. Что будет с живущей преимущественно этим украинской деревней – так же предсказать нетрудно.
Один из предметов гордости «свидомых» украинцев – доставшийся от природы безо всяких усилий знаменитый украинский чернозём. Уж с ним-то точно ничего не случится? Как сказать… В условиях таких ограничений по традиционным наименованиям экспорта в Европу, украинское сельское хозяйство естественно будет выживать за счёт единственной культуры, которую можно будет выращивать без ограничений – рапса для производства биодизеля. Биотопливо действительно пойдёт в Европу на «Ура!». Но такие культуры, как рапс, полностью высасывают чернозёмный слой и превращают его в более бедную почву за 10 лет непрерывной посадки. А избежать непрерывной посадки рапса при столь жёстких ограничениях будет трудно. Так что и с чернозёмом, кормившим на протяжении сотен лет, в случае подписания договора об ассоциации Украине придётся попрощаться.
Есть свои прелести и для транспорта. Например, согласно «Директивам по развитию железных дорог», являющимся частью проекта ассоциации, государственная «Укрзализница» должна быть лишена этого статуса, и прямо запрещается любая её поддержка дотациями, что понятным образом отразится на тарифах. Это уже пряник Новой Европе – в данном случае Румынии, которая является основным конкурентом Украины в морских перевозках.
Но самое эпическое касается, опять же, железных дорог. Все 30 тыс. км железнодорожных путей Украины, со 140 тысячами вагонов и 6 тысячами локомотивов должны быть перешиты на более узкий европейский стандарт! Где Украина возьмёт деньги на столь колоссальные работы, и как переживёт транспортный коллапс во время их проведения – европейскую сторону совершенно не волнует. Интересно, что думает по этому поводу украинская сторона, безоглядно согласившаяся на подобные условия?
В общем, картинка для украинской экономики весьма безрадостная. Что же будет с Украиной в целом при таком упадке? Распрощаться даже с тем убогим благополучием, которого удалось достичь при Кучме и не растерять при Ющенко и Януковиче… Но простым снижением жизненного уровня тут уже не отделаешься. А будет примерно то же самое, что и с Латвией, только в ещё худших масштабах, потому, что Латвия евроинтегрировалась на куда более мягких условиях. С 1991 по 2012 год население Латвии сократилось с 2,7 млн. чел. до 2,1 млн. чел. Из страны уехал каждый четвёртый! Вот то же самое ждёт и украинцев. Радость в Правобережной Украине по поводу предстоящей евроинтеграции – это радость будущих гастарбайтеров.
И наконец, одна из краеугольных основ евроинтеграторского идейного набора ПР. «Нужна внятная перспектива членства в ЕС». Примерно так и отвечают евроинтеграторы на любые возражения о невыгодности для Украины договора об ассоциации. «Вот потерпим определённые невзгоды на договоре об ассоциации, зато, когда нас примут полноправным членом ЕС – это всё окупится, и заживём !...» Но внятной перспективы как раз и не наблюдается. Как говорится, Украину примут в ЕС чуть попозже Турции, а Турцию – никогда. Договор об ассоциации с ЕС Турция подписала ещё в 1963 году. И с тех пор – никаких дальнейших подвижек. По всей видимости, и не будет – Турция в ЕС лишняя. Как и Украина.
Вот такую страшную цену украинскому народу придётся заплатить за стремление своей элиты сохранить полную бесконтрольность, и её нежелание вступать в мир больших задач и ответственности на евразийском пространстве. Но взять свою судьбу в свои руки никогда не поздно. Подписание договора об ассоциации вряд ли что-то может предотвратить – разве что путинская тайная дипломатия спасёт украинский народ от безумия его элиты, заблокировав ратификацию договора в какой-нибудь из 27 европейских стран – но возможно Украина станет первой страной, которая из ассоциации с ЕС выйдет...
Источник: Константин Жалнин, «ИМПЕРИЯ»
Комитет