Версия для печати
ПОЛИТИКА
ОСЕННЯЯ ГАЗОВАЯ ЧЕХАРДА
Кабмин Украины одобрил проект Соглашения об ассоциации с ЕС. Но никуда не подевалась очередная осенняя газовая чехарда… У украинской власти как минимум два набора заявлений и действий: один для Европы, а другой для России. При этом получать выгоды… хочет с обоих направлений, а вот брать на себя какие-то обязательства или вообще не собирается, или же ищет пути их не выполнять. Если, конечно, обязательства не касаются того, что власть и сама хочет. Например, приватизировать «Нафтогаз»… Непрозрачность финансов, несогласованность заявлений и постоянно меняющиеся приоритеты в политике - все это отражается на основном потребителе газа – гражданах Украины. Итак, Кабмин Украины одобрил проект Соглашения об ассоциации с ЕС. Но никуда не подевалась очередная осенняя газовая чехарда. Чем ближе зима, тем более странными и противоречивыми становятся заявления представителей украинских политических и экономических кругов относительно ситуации в газовой сфере. По заявлениям представителей Кабмина, чиновников «Нафтогаза» и экспертов оценить, что происходит и насколько Украина готова к новому отопительному сезону, сложно. Да и мотивация действий Нацбанка, благодаря которым украинская газовая монополия не получила в сентябре возможности купить необходимые для расчетов с российским поставщиком доллары и вынуждена была выходить на межбанк (что привело к некоторой девальвации гривны), остается загадкой. «Многовекторная» газовая политика В ходе недавнего визита в Гаагу, комментируя подписание операционного соглашения с компанией Royal Dutch Shell о разработке месторождений сланцевого газа в Украине, премьер-министр Украины Николай Азаров заявил: «Каждый день, пока действует неравноправное соглашение по газу с Россией, отдаляет Украину от России». По мнению украинского премьера, с точки зрения стратегического партнерства эта односторонняя выгода не позволяет строить долгосрочные отношения. Азаров отметил, что этот газовый контракт является «постоянным раздражителем в наших двусторонних отношениях, поэтому Украине не остается другого выхода, кроме как искать партнеров по диверсификации поставок газа и заниматься энергоэффективностью». Интересно, как с такими заявлениями Азаров планирует договариваться с «Газпромом»? Или уже не планирует? Но если не планирует, тогда почему «Нафтогаз» договаривается с российским газовым монополистом об увеличении объемов транзита газа в ЕС? В частности, как отметил владелец второй после «Нафтогаза» компании по импорту российского газа в Украину Дмитрий Фирташ: «Параллельно (с договоренностями о закачке газа в ПХГ), нужно отдать должное, НАК «Нафтогаз Украины» договорился, что «Газпром» даст больше прокачки». Фирташ уточнил, что дополнительный объем транзита газа будет снят Россией с другого маршрута. «Считаю, что НАК нашел – это точно, и «Газпром» тоже не потерял, поскольку Украина взяла обязательства, что зимой даст дополнительный объем на SPOT. Я считаю, что Украина заработает 10% прокачки лишних – это достаточно много», - сказал Фирташ. Складывается впечатление, что у украинской власти как минимум два набора заявлений и действий: один для Европы, а другой для России. При этом получать выгоды Украина хочет с обоих направлений, а вот брать на себя какие-то обязательства или вообще не собирается, или же ищет пути их не выполнять. Если, конечно, обязательства не касаются того, что власть и сама хочет. Например, приватизировать «Нафтогаз». «Нафтогаз» в преддверии приватизации: кадровые зачистки Несмотря на то что «Нафтогаз» пока еще государственная компания и нет разрешения Верховной Рады на ее передачу в частные руки, подготовка к его приватизации и разделению на несколько частей, о чем уже несколько лет подряд заявляют различные представители власти, похоже, переходит в заключительную фазу. Для этого руководство компании в середине текущего года было заменено почти в полном составе. Кабмин Украины по предложению Министерства энергетики и угольной промышленности своим распоряжением №615-р от 1 августа 2013 года сменил состав наблюдательного совета Национальной акционерной компании (НАК) «Нафтогаз Украины» и освободил от обязанностей председателя набсовета компании Владимира Макуху, назначив вместо него Андрея Бондаренко. Этим же постановлением численность наблюдательного совета «Нафтогаза» сокращена с 13 до 11 человек (включая председателя). Новый состав совета выглядит так: Андрей Бондаренко (муж депутата от Партии регионов Елены Бондаренко) – глава набсовета; Александр Щукин (директор департамента оргобеспечения деятельности министра и документальной работы Минэнерго) - зампредседателя набсовета; Александр Атрощенко (директор департамента обеспечения работы Минэкономразвития); Андрей Белоусов (замминистра регионального развития и строительства и ЖКХ); Евгений Иванов (первый зампредседателя ФГИ); Андрей Игнатов (замминистра доходов и сборов); Сергей Мельниченко (директор департамента финансов производственной сферы и имущественных отношений Минфина); Олег Миргородский (директор юридического департамента Минэнерго); Алексей Перевезенцев (директор юридического департамента Министерства экономического развития и торговли); Александр Сушко (замминистра экологии и природных ресурсов); Елена Ференс (директор департамента гражданского, финансового законодательства и законодательства по земельным вопросам Минюста). Напомню, что до увольнения в апреле с должности члена набсовета компании Дмитрия Мормуля наблюдательный совет компании состоял из 14 человек, включая председателя. Так что за полгода состав совета сократился на 20%. Данные метаморфозы странным образом отразились на отношениях «Нафтогаза» с Национальным банком. Да, «после этого» не всегда означает «вследствие этого», но сложно найти иные рациональные причины тому факту, что для сентябрьских закупок газа газовый монополист был вынужден покупать доллары, «как все», на межбанке. Вследствие чего курс гривны просел примерно на 1%. Это первый подобный случай за последние несколько лет. Учитывая, что золотовалютные резервы Украины сократились, приход такого крупного покупателя, как «Нафтогаз» на валютный рынок может существенно дестабилизировать курс. Или этого не понимают в НБУ, или ситуация намного хуже, чем кажется, и такое поведение НБУ - мера вынужденная. Впрочем, ясности с финансами «Нафтогаза» также нет ни малейшей. Бюджет и «Нафтогаз»: кто кому должен? В начале сентября в СМИ появилась информация о том, что по итогам года «Нафтогаз» может остаться должен государственному бюджету около 9 млрд. грн. В течение суток пресс-служба НАК «Нафтогаз Украины» опровергла эту информацию, заявив о том, что компания своевременно и в полном объеме выплачивает все налоги и сборы в государственный бюджет. В компании заявили, что по состоянию на 1 сентября имеется переплата по налоговым и другим обязательным платежам в размере более 1,1 млрд. грн. Мало того, в компании утверждают, что по состоянию на 1 сентября в госбюджет было перечислено более 9 млрд. грн., то есть 106% налогов и сборов. Из них почти 1,6 млрд. грн. зачислено из переплат, возникших по состоянию на 1 января этого года. И это притом, что компания не получила средства на покрытие кассового дефицита в размере более 10,6 млрд. грн., предусмотренные распоряжением Кабмина N618-р от 17 июля этого года, а уровень неплатежей контрагентов «Нафтогаза» по состоянию на август 2013 г. составляет 17,4 млрд. грн., в том числе 8 млрд. грн. в 2013 г. только от предприятий коммунальной теплоэнергетики. То есть суммарная задолженность, которая есть у потребителей и правительства перед компанией, составляет почти 30 млрд. грн.! Уставной фонд «Нафтогаза» почти на 60 млрд. грн. состоит из облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). В частности, только в январе-марте текущего года Минфин осуществил выпуск ОВГЗ для увеличения уставного капитала НАК «Нафтогаз Украины» на сумму 8 млрд. грн., в т.ч. в марте – на 2 млрд. грн. Напомню, что впервые ОВГЗ были использованы для увеличения уставного капитала НАК «Нафтогаз Украины» в 2009 г. Тогда уставный капитал НАК был увеличен на 18,6 млрд. грн., до 24,165 млрд. грн. Всего же в 2009-2012 гг. таким способом уставный фонд «Нафтогаза» был увеличен до 49,841 млрд. грн. С последними «вливаниями» дополнительных средств в уставной фонд компании объем ОВГЗ в портфеле составил 57,8 млрд. грн. И тут возникает два вопроса:
Если в таких условиях «Нафтогаз» имеет положительный баланс и дополнительные средства для авансирования бюджета, то какая же норма прибыли должна быть, чтобы перекрыть такие убытки? К сожалению, информация из открытых источников не дает возможности сделать однозначный вывод о том, кто кому денег должен (бюджет - «Нафтогазу» или «Нафтогаз» - бюджету). Точно так же непонятно, насколько прибылен или убыточен сам НАК «Нафтогаз Украины». Непрозрачность финансов, несогласованность заявлений и постоянно меняющиеся приоритеты в политике - все это отражается на основном потребителе газа – гражданах Украины. Они вынуждены платить за все явные и тайные договоренности и… компенсировать из своего кошелька просчеты и убытки госкомпании. И чем дальше, тем больше.
Олег ДМИТРЕНКО, ОДНА РОДИНА
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |