...Лето. Август. Жара падает на все и всех неким обволакивающим умиротворяющим саваном, как пар в бане. Но только прозрачный, в котором все окружающие кажутся нереальными и не ходят по земле, а плавают над поверхностью, слегка подрагивая в воздушно-солнечном преломлении, и, так кажется, рискуя исчезнуть. Все устремились на юга и севера, где сейчас так приятно отдохнуть от трудов праведных. И неправедных, кстати, тоже. Но есть в Украине человек, которому плохо уже сейчас. А, не исключено, будет еще хуже. С него начали воспитательно-показательное чмурение Украины...
...Впрочем, с людьми, которые думают, что они умнее всех, так нередко и бывает. Только они встали в позу «я – д’Артаньян и в белом, а вы все – плебс и в говне», как откуда ни возьмись прилетает волшебный пендель в виде мешка с дерьмом. И вот уже жизнь, как говорится, вносит свои коррективы, а картина меняется кардинальным образом...
Петр Алексеевич Порошенко (а пендель прилетел именно к нему) всегда стоял в указанной выше позе и думал, что именно он в современных условиях лучше всех сдал экзамен Леонида Макаровича Кравчука по хождению между капельками без зонтика. Порошенко, если проследить его неслабый путь, действительно выходил практически сухим из любых политико-погодных передряг. И не просто сухим, а с солидным приварком.
То он создавал что-то в поддержку Леонида Кучмы, и вместе с предприимчивым винницким папой неслабо погрелся у комелька первоначального накопления капитала в виде дикой и жадной неразборчивой прихватизации. То потом резко закорешился с набирающими вес «донами» из Донбасса и создал с ними нечто политическое, что легло в основу нынешней Партии регионов.
Но Петр Алексеевич в ПР не пошел, а отдал творение Владимиру Рыбаку и Николаю Азарову, которые, если судить по их должностям, в нищей стране тоже не бедствуют и не побираются. Сам же великий комбинатор учуял новенькое и более перспективное – бунт миллионеров против миллиардеров под видом «борьбы за демократию против тоталитаризма».
И пока тысячи обманутых или проплаченных уродов под крики «Ющенко – так!» обрекали Украину на пятилетку «оранжевого» безумия, Петр Алексеевич готовил удочки и нарезал себе угодья и места для рыбной ловли в замутненной водичке. И правда: он прослыл чуть ли не лучшим «любым другом прэзыдэнта» (ЛДП) и нехило на этом поимел. В считанные месяцы стал миллиардером и даже примерял седалищную штанину к обивке кресел в Кабмине, готовясь на посту премьера заменить там «нашу Кыцю», которую уже отчетливо видел в камере.
Однако у «Кыци» был «джокер» в виде Александра Зинченко, покойного уже специалиста по бактериологическому оружию, специально для украинских «мессий» изготавливаемому в придорожной рыгаловке из кумыса, житомирских суши из буряка и несвежего борща. Зинченко умудрился сыграть «правдолюбца-антикоррупционера», и «мессия», мазохистски поглаживая прыщи на роже, под шумок радостно убрал с арены и Зинченко, и «Кыцю», и вождя ЛДП.
Но Порошенко уже понял, с кем имеет дело, и с радостью ушел в отставку. Оно и понятно: и прыщи при ритуальных поцелуях лизать не надо (а Ющенко, как мы помним, несмотря на свой дракульский вид, любил, почти как Брежнев, но по-«эуропэйськы» почеломкаться со всеми, кто подворачивался на пути, особенно задрал поляков), и перспективы открывались новые, аховые.
Со скрипом и натужно, от безысходности не встречая конкурентов, поднималась звезда Виктора Януковича, и нужно было только найти алгоритм примазывания к встающим хозяевам жизни. Чтобы и выглядеть жертвой «оранжевых» интриг, и миллиарды сохранить и, при возможности, приумножить, и в политике не потонуть. Удалось блестяще. Он даже триумфально завершил карьеру по базовому образованию – в царствование Януковича из эпохи незадачливого «майданного мессийки» он переполз в кресле министра иностранных дел Украины. А потом, при «донах», несколько месяцев побыл даже министром экономического развития и торговли. И закрепил за собой статус «короля» – «шоколадного», «автомобильного» и даже «корабельного».
Его конфетки фабрики «Рошен» наводнили Украину и окрестности, на его автомобилях заездили все, кому не хватало денег на что-либо иное, а на «Ленинской кузне» даже зашевелилось кораблестроение и сошли со стапелей какие-то катера для нужд ВМС.
Более того, когда Петр Алексеевич отчетливо понял, что и с «донами» ничего путного на перспективу не сваришь (очень уж они жадные, а у их маршалов есть свои сыновья, а значит ему маршалом не стать) и что век их при таком хозяйствовании вряд ли долог и успешен, то он, пользуясь должностью, вывел автомобильные активы в... Россию.
Да-да, в ту Россию, на поливании помоями которой они с Ющенко сделали неплохой политический и финансовый гешефт. Но, как видим, правы были марксистские классики, по-всякому утверждавшие, что нет такой гадости, на которую не пошли бы капиталисты проклятые в погоне за процентами прибыли...
Но и этого мало! Порошенко, на всякий случай начал и в Украине готовить плацдарм для переползания в новое политическое будущее при новых политиках. То есть пересчитал яйца и, с одной стороны, начал их раскладывать по разным корзинам. С другой – занялся поисками путей продолжения собственной, уже самостоятельной, политической карьеры и на первый случай намерил себе кресло мэра Киева. С прицелом, ясное дело, на кресло президента.
Янукович, сидящий в этом кресле и мечтающий посидеть в нем и после 2015 года, похоже, наконец заметил телодвижения этого тучно-массивного «тюленя» на бурячаном поле «нэньки». И вот нате вам – облом. Россия запрещает ввоз на свою территорию всей продукции фабрики «Рошен». Всей! И это, по подсчетам конкурентов и завистников, жадно потирающих от злорадства потные лапчонки, ни много ни мало, потери в 17 «лямов» (миллионов) «зелени» в месяц. Ну по самым скромным подсчетам.
А если учесть, что автомобильные активы Петра Алексеевича уже в России и там с ними могут сделать все, что угодно, так перспективка вообще безрадостная, почти как у поверженной соперницы, безуспешно играющей роль «узницы совести» на ходунках, по-прежнему предпочитающей шмотки от Луи Виттона, но, увы, передвигаясь к лагерному евроклозету и обратно на ортопедический матрац...
Что же случилось в жизни этого винницкого «принца всех императоров», только совсем недавно сменившего золотые зубы на фарфоровые, более приличные в их среде «справжних эуропэйцив»? А ничего. Он попал в новый тренд, как сказал бы Вадим Карасев, по привычке облекающий плавающие на поверхности банальности в такие новомодные и «глубокие» термины.
А тренд этот, увы и ах для Украины, состоит в том, что, во-первых, накануне подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом ее будут показательно учить. То есть показывать, как Бобик рвет грелку, если ему надоедает вылизывать первичные половые признаки. Россия сначала по-тихому запретила экспорт украинских труб на свою территорию. Потом пошли конфетки Порошенко. За ними мылятся запретить ввоз мучной продукции. А без экспорта и без налогов с него в казну Украине – кырдык. Ей и так, похоже, кырдык, но с такими «воспитательными» действиями России он придет пораньше.
Во-вторых, многие утверждают, что конфетная «расправа» над Порошенко – это последний и прощальный подарок завернувшего в Киев на празднование 1025-летия Крещения Руси и к куму на конференцию президента России Владимира Путина своему незадачливому украинскому коллеге. ВВП в Киеве Януковича демонстративно динамил и встречался с ним всего 15 минут. Но доморощенные конспирологи утверждают, что этого хватило, чтобы Виктор Федорович «настучал» Владимиру Владимировичу на Петра Алексеевича: вы, дескать, так у себя его пригрели, а он, подлец неверный, финансирует нашу оппозицию, она давит на меня, и я потому так стремительно «иду в Европу».
Правдоподобная картинка, но вряд ли правдивая. Путину незачем спасать «предавшего братство и исторические корни» Януковича. Спасать его он может в одном случае: если Янукович даст гарантии, что не будет подписывать соглашение об ассоциации с ЕС. А это вероятно, но вряд ли возможно: евроинтеграцию Виктор Федорович сделал фишкой своего правления, и отказаться от нее – это очередной демонстративный и болезненный политический провал. И если Европа все же отважится приблизить к своему предбаннику «страну в центре Эуропы», то Янукович побежит туда аж бегом, навсегда проходя в отношениях с Россией точку невозврата...
Следовательно, в-третьих, речь может идти не о «спасении Януковича», а о «приручении» украинских олигархов. Всех этих трубных, металлургических, нефтехимических, мучных, мясомолочных «королей» и Порошенко – в том числе. России же надо кого-то приручать, чтобы найти в так называемой украинской элите если и не приемлемых, то хотя бы крепко сидящих на крючке у Москвы сменщиков нынешней власти во главе с Януковичем.
Фактически, объявляя войну украинским товарам на своей территории, Россия толкает украинских же олигархов-собственников на бунт против нынешней власти. Тихий или открытый – не так и важно. Мы ведь все знаем и помним о бунте миллионеров против миллиардеров в 2004 году. И о том, чем может обернуться бунт промышленно-финансовой элиты (чувствуете, как тошнит при этом слове применительно к украинским политикам?) против власти.
А ведь еще в начале 2004 года казалось, что президент Кучма, при котором Украина прирастала богатством по 13% ежегодно, контролирует все и всех. Ан нет, все оказалось пшиком. И обернулось тупым и шумным Майданом. Но сейчас Украина находится в такой кризисной заднице, что и сравнивать исходные позиции Кучмы и Януковича на пороге нового возможного бунта как-то даже неприлично...
...Но в Украине, повторяю, изнурительно-расслабляющая жара, и все возможные тренды кажутся нереальными, развиваются медленно, как мухи в теплом меду. Или как при вялотекущей шизофрении, когда понятно, что все больны, но болезнь, как говорят специалисты из «Википедии», развивается и «прогрессирует слабо, отсутствует свойственная для шизофренических психозов продуктивная симптоматика, наблюдаются чаще всего только косвенные клинические проявления (неврозоподобные, психопатоподобные, аффективные, сверхценные, ипохондрические и т. п.) и неглубокие личностные изменения».
А самое главное, что видно и при такой расслабухе, – в Украине никто не знает, что делать и как встречать новый политический сезон. Ни власть не знает, ни оппозиция. И об этом в следующем материале, например, завтра...
Владимир Скачко, Версии
Комитет